Хруммса (hrummsa) wrote,
Хруммса
hrummsa

Про восьмимарто

Размышлизмы о празднике, феминизме и прочие умности.

Предупреждение - много букофф



Размышления на тему – что это вообще за праздник? И почему праздник?

Большинство населения России уже и не помнит иного отмечания этого дня календаря, кроме как вот в таком виде: мужчины дружно покупают цветы (чаще всего, тюльпаны или нарциссы), радуя цветопродавцов (на бойком месте в Москве за один день восьмого марта можно заработать себе на покупку машины). Купив цветы, мужчины несут их дарить женщинам и поздравлять. С чем? Это трудно сказать. Ещё в этот день женщину освобождают от домашнего труда, только на один день в году. Почему только на один день? Тоже трудно сказать. Может быть, празднуется выходной у домохозяек?
Хочу сразу отметить, что я очень уважаю и ценю тех мужчин, которым не нужно 8 марта, чтобы убраться в доме, приготовить обед или сходить в магазин. Рядом с такими мужчинами не страшно состариться или заболеть. Но как же их мало...

В последнее время 8 марта стал «праздником весны». Но почему наступление весны празднуется именно восьмого марта, а не, скажем, первого марта (что логично по календарю) или, например, первого апреля (что логично по погоде)? Тоже никто не даст вразумительного ответа.
На просторах сети нашёлся очень интересный ответ одной юной особы. На вопрос – с чем поздравляют женщин восьмого марта – она ответила: «Наверное, меня поздравляют с тем, что у меня есть грудь и менструация двадцать раз в году».
Вот, действительно, с чем поздравляют женщин? С тем – что они женщины? С набором хромосом? Например, 23 февраля – это всё же профессиональный праздник, не просто «мужской», хотя под поздравления загадочным образом попадают все мужчины – независимо от того – защищали они когда-нибудь отечество или нет. Даже подростки, видевшие автомат или другое оружие только в компьютерной игре, тоже почему-то поздравляются. Про мальчиков из детсада или первоклашек я вообще молчу. Но всё же – 23 февраля – праздник конкретный, с чётко обозначенным адресатом поздравлений.
А 8 марта – превратился в совершенно непонятный день. И в праздник непонятного назначения. В ещё один внеплановый выходной.

Однако заглянем в историю.
День восьмого марта – не был праздником и непосредственно связан с феминизмом, или, что правильнее – с женским движением. За равноправие.
Началось всё это в 1908 году, восьмого марта, в Нью-Йорке. И не праздник там праздновался. Это был митинг с лозунгами о равноправии женщин, проведённый социал-демократической женской организацией. Следующий этап – 1910 год – Клара Цеткин предложила учредить день борьбы за права женщин (не праздник!). Россия тоже не осталась в стороне от женского движения. В приснопамятном 1917 году в Петрограде проходили женские демонстрации на ту же тему.
Организация Объединённых Наций – только лишь в 1977 году на Генеральной Ассамблее, предложила всем государствам учредить опять-таки не праздник, а день борьбы за права женщин. Любой день в году. И в соответствии с обычаями или традициями каждой страны.
Словом, исторически – день 8 марта (для стран, где этот день отмечается) – это социально-политический день. Прямо говоря – день феминистский.

Копнём историю поглубже.
И посмотрим на феминизм, который принято сегодня ругать, с высоты исторического полёта.
Историю феминизма принято отсчитывать с конца XIX века. Однако, на мой взгляд, одним из первых «феминистов» был… Иисус Христос. Потому что прямо заявил о том, что перед Богом равны все, в том числе и женщины. У Него были не только ученики, но и ученицы. Что, конечно, нравилось далеко не всем. Иисус первым поставил женщину рядом с мужчиной на одну ступень и дал ей право на духовные запросы. Женщины – ученицы Христа, в отличие от учеников, не испугались Его пленения, не отступились в самый тяжёлый момент Его жизни, были с Ним рядом до конца. И у креста стояли, не боялись. Из учеников один Иоанн остался. Именно поэтому женщины первыми узнали пасхальную тайну. В последствии – в странах Средиземноморья, где положение женщин было, мягко говоря, неприятным, христианское движение значительно повысило их социальный статус. Разумеется, в первые века христианства.

Но оставим лирическое отступление и вернёмся к истории собственно женского движения. Довольно часто феминизм трактуется как теория равенства полов. Но на самом деле всё несколько сложнее.
Феминизм возник из признания того, что существует несправедливость в общественной оценке женщины. Феминизм пытается проанализировать основания и уровни подавления женщин и достичь их освобождения. Правда, под термином "освобождение" зачастую понимаются очень разные вещи.

Первая волна феминизма приходится на конец XIX и первую половину XX века. Основным её содержанием была борьба с юридическое равноправие полов. Что было очень актуально для того времени, поскольку женщина очень долгое время оставалась объектом права, а не субъектом. А когда началось использование женского труда в производстве, то за ту же самую работу женщина получала меньшую зарплату, чем мужчина. На основании того, что она женщина.

С середины ХХ века начинается вторая волна феминизма, где основным содержанием было достижение фактического равенства женщин и мужчин. Самый массовый и мощный характер это движение приобрело в конце 70-х годов на Западе, и особенно – в США. А с 80-х годов интенсивность движения резко падает, в немалой степени благодаря критике внутри самого феминизма. Если до середины 80-х рассматривался в основном опыт белой женщины из среднего класса Западной Европы и Северной Америки, то впоследствии была признана необходимость изучения и учёта требований других женских групп.

В теоритеческом феминизме рассматривается не опыт пола, а опыт рода (гендера). То есть, не анатомо-физиологические характеристики, а культурно-психологические, поскольку проявления пола и биологическая сексуальность существуют именно как продукт «очеловеченных взаимодействий» между полами. Теоретики феминизма считают, что приписывать родовые представления, присущие какой-либо культуре, самой «природе человека» и его половым характеристикам – значит некритически принимать ряд скрытых посылок, восходящих к патриархату. Сюда феминизм относит определённые типы разделения труда, иерархические принципы подчинения, абстрактно-технологическое понимание науки, философии, прогресса и т.д. Эти установки, согласно феминизму, имеют культурно-историческую природу и не сводятся ни к экономическим, ни к правовым причинам. С учётом этих посылок, отношения между полами понимаются в феминизме как один из типов проявления властных отношений, поскольку под видом «объективности» воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно представляет и интересы другой его части. Это соответствует специфическому пониманию «объективности», которое складывается через научные представления, несущие на себе печать «маскулинистской ориентации». В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как «Другой». Представители феминизма считают, что схемы рационального контроля, которые общество применяет к мужчинам и женщинам, по сути дела различаются, при этом тип женской духовности остаётся невостребованным.
Поэтому цель феминизма – выведение женской духовности из «сферы молчания».
Феминизм признаёт необходимость и политических действий. Однако, в отличие от обычного (с точки зрения принуждения) понимания политической сферы, феминизм трактует политическую деятельность более широко. Можно сказать, предельно широко – «общественные дела вообще». Именно это предопределение политики без насилия выражается в феминистском лозунге «Личное – это политическое». В этом лозунге соединяется как историко-критический анализ прав личности, так и призыв к действию, к изменению культуры и духовному обновлению во всех сферах жизни общества.
На сегодняшний день существует множество самых различных направлений в феминизме. Например, такие малоизвестные как: анархофеминизм, консервативный феминизм, гуманистический феминизм, «чёрный» феминизм, экофеминизм, киберфеминизм. Или, например, более известные и критикуемые: буржуазный феминизм, радикальный феминизм, либеральный феминизм, марксистский феминизм.
Некоторые социологи считают такое деление неправильным, но оно всё ещё остаётся пока в ходу.

В общем, вывод тут ясен – 8 марта изначально был не праздником, а днём (международным) борьбы за права женщин. И если его и праздновать, то уже отмечая какие-то достижения. Какие же бонусы получили женщины в нашей стране? Право работать наравне с мужчинами и получать одинаковую зарплату за одинаковый труд? Безусловно. Даже в космос полетели. Однако при этом от домашних забот женщину никто не освободил (большая часть домохозяйства по прежнему лежит на женских плечах), от ухода за детьми тоже никто не освобождал (советские ясли-сады-продлёнки оставим за бортом, как несуществующие – во всяком случае, в том виде, в каком они были в середине 60-х -70-х годов), никто не освободил её от заботы о муже. То есть, с получением равноправия советская женщина получила дополнительную нагрузку, помимо домашней работы и рождения детей. И эта ситуация сохраняется по сей день. В 80-х годах была интересная заметка, где критиковалось такое положение женщины, и была дана очень жёсткая характеристика: «вьючно-сумчато-ломовое животное». Можно сказать, что в настоящее время «среднестатистическая» российская женщина недалеко ушла от этой характеристики. Причём, «общественное мнение» складывается в этом отношении весьма своеобразно. Идеалом считается некая супер-женщина, у которой всё под контролем, «пироги вокруг ноги», она и на работе ударница, и дома «надёжа и опора», все чада и домочадцы ублажены, ухожены, одеты и накормлены, и сексапильна она, и женственна, и коня на скаку… Каким образом и какими жертвами будет осуществляться стремление соответствовать этому идеалу – волнует мало кого.
А за что хвалят-то в этот день, вручая ветку мимозы? За то, что женщина (помимо работы) берёт на себя большую часть домашних забот, терпит, молчит и не выступает. За то, что при этом умудряется как-то вдохновлять мужчин, старается хорошо выглядеть. Заметьте – не чувствовать себя хорошо, а выглядеть хорошо. Ну, что скажешь? Молодец конечно. Только праздник получается не то, что с ложкой дёгтя (горчинка никогда не помешает), тут ведро дёгтя в наличии, но все закрывают на это глаза. Женщины рады хотя бы одному дню в году, когда мужчины дарят им цветы и проявляют галантность.

Так может быть, дорогие дамы, стоит призадуматься – для чего на самом деле существует этот день – 8 марта? Вернее – вспомнить, зачем он вообще учреждался. А именно – как день борьбы за права женщин. И на сегодняшний день далеко не все «женские» проблемы решены. Например, до сих пор существует дискриминация женщин на рабочих местах (не везде, конечно, но явление довольно распространённое). А сколько женщин в нашем правительстве, в отличие от железнодорожников? А реклама, злоупотребляющая налево и направо сексизмом? Или, например, негласное, но очень мощное осуждение обществом бездетной женщины. А ведь быть матерью – это право, а не обязанность, как было до недавнего времени, и не «предназначение», как считалось ещё раньше. Да много ещё чего. А наши женщины, вместо того, чтобы использовать этот день по назначению, наводят макияж и принимают поздравления с тем, что они женщины.

А как этот праздник отмечается в других странах? А по назначению отмечается.
Например, в Греции (православная, между прочим, страна) – проводятся различные мероприятия, посвящённые этому дню – круглые столы или лекции. Даже президент что-нить скажет на тему прав женщин. Или, например, в Иране в позапрошлом году, в день восьмого марта женщины вышли на демонстрацию против дискриминации и нарушения международных прав женщин в иранском законодательстве. Во Франции, уж на что демократическая страна, но и там понимают, что не все проблемы решены – накануне восьмого марта вручаются своеобразные «антипремии» тем компаниям, которые используют сексистскую и унижающую достоинство женщины рекламу.
В общем, дамы дорогие, может быть и нужен нам праздник исключительно женский, посвящённый женственности или чему-то ещё. Но это точно не восьмое марта. :))

Tags: размышлялки, умности, человеку о человеке
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments